Одной из характерных примет нашей современной эпохи — эпохи стремительных темпов жизни, всеохватывающего и бурного научно-технического прогресса, является все возрастающий интерес людей к различным проблемам воспитания детей, особенно к путям и возможностям их умственного развития.

Под влиянием требований времени усложнились не только школьные программы, но и программы обучения и воспитания дошкольников. В детском саду дети усваивают более сложные количественные отношения, определенные логические отношения (причины и следствия, части и целого), овладевают эталонами измерения, учатся сравнивать величины разного характера, ориентироваться в пространстве, решать задачи, познают некоторые биологические закономерности (например, о зависимости строения живого существа от способа его жизни), знакомятся с отдельными закономерностями в жизни общества. Цель дошкольного учебно-воспитательного процесса в плане умственного развития — у ребенка сформировать элементарную систему достоверных (научных) представлений об окружающем мире.

Характерная черта высшей нервной деятельности ребенка — ее чрезвычайная пластичность. В условиях современной жизни, богатой информацией, поступающей к детям из разных источников, пластичность обеспечивает им большие возможности в усвоении довольно сложных знаний, овладении умениями и навыками, которые раньше считались недоступными детям этого возраста. Так, в нашей стране и за границей популярен опыт обучения детей плаванию в первом полугодии его жизни и многие родители с детьми посещают курсы грудничковое плавание москва (дети начинают плавать раньше, чем ходить).

Под руководством американского профессора Т. Мура детей с двухлетнего возраста учат читать по специальной системе программированного обучения. Профессор П. Сап-пес «перевел» один из наиболее сложных разделов высшей математики для дошкольников. Элементы политической экономии и философии также включаются в содержание экспериментального обучения. В переводе на русский язык вышла книга бельгийских супругов Ф. и Ж. Паппи «Дети и графы», в которой разработана система занятий, вводящая детей шестилетнего возраста в мир сложных математических понятий. Книга рекомендуется воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям.